Военный 1944 год. В Большом зале консерватории симфонический концерт. Солисты Эмиль Гилельс, Роза Тамаркина и Яков Зак, дирижирует Николай Аносов. Вот фото с этого концерта и после его окончания. Афиша подсказывает нам, что в тот вечер прозвучал ре-минорный тройной концерт Баха. Эх, как жаль, что записи этого исполнения нет. Хотя вдруг где-то есть? Не знаете? (Впрочем, если бы она была, то её следы остались бы где-то)... Не выложить этих фотографий мы не можем - это ярчайший исторический документ, очень и очень ценный для нас. Какие музыканты собрались вместе! И как тут не опечалиться, что мы не можем подкрепить эти снимки звучанием музыки... А ведь так хочется, чтобы этот концерт Баха всё-таки сейчас прозвучал! И мы открываем свои архивы, просматриваем любимые исполнения, ищем, чем бы заменить недостающее... И понимаем, что далеко не каждая запись подойдёт сюда, к этим старым снимкам. За прошедшие десятилетия манера исполнения баховской музыки успела столько раз поменяться, что почти ничего общего уже и не осталось между тем, как это играли тогда - и как играют сейчас. Значит, надо поискать среди старых исполнений. Что там поближе по времени? Пожалуй, вспомним про другую уникальную запись, сделанную вскоре после войны. Год 1950-й, Лейпциг, открытие Международного конкурса имени Баха. Почётный член жюри Дмитрий Шостакович выступает с исполнением тройного ре-минорного концерта Баха в ансамбле с Павлом Серебряковым и Татьяной Николаевой. Эта запись, к счастью, сохранилась и мы её можем предложить вашему вниманию. Вслед за ДДШ мы приложим запись BWV1063 на трёх клавесинах - Тон Копман сотоварищи, это вот уже, можно сказать, практически сегодняшний день баховедения. Третье аудио - это ещё одно современное исполнение: Евгений Королёв, Анна Винницкая и Люпка Хаджи-Георгиева (тоже вполне актуальная интерпретация, только не на клавесинах, а на роялях)... И ещё один файл прикрепим: версию для трёх скрипок с оркестром - есть предположение, что изначально этот концерт был задуман Бахом как скрипичный, и вот однажды была сделана такая попытка реконструкции. Раз уж пишем об этом концерте, то подадим его, так сказать, со всех сторон )) Конечно, может сложиться впечатление, что запись 1950 года на фоне более современных прочтений слушается тяжеловато, грузновато... Но знаете, дата на афише, она как-то ... ммм... многое объясняет. Это не грузно - это мощно, это не тяжело - это мужественно. Время не может не влиять на музыканта, если это чуткий музыкант. Помните, как Юдина ответила кому-то после концерта на вопрос, почему у неё были такие странные темпы - "А потому что война!" Только не подумайте, что мы расфилософствовались на тему эволюции барочных исполнений в контексте исторических событий )) Нет, мы сейчас просто пытаемся погрузиться в атмосферу, и главное, отнестись максимально внимательно к таким очень разным исполнительским почеркам. Ко всем. Здесь ни одного проходного уж точно нет ))